Внутренняя оптимизация сайта — это комплекс работ, реализуемый в целях повышения качества веб-ресурса для лучшего ранжирования в поисковиках Яндекс и Google.
В ходе внутренней СЕО оптимизации сайта важно смотреть на веб-ресурс не только со стороны пользователя, но и со стороны роботов поисковиков.
Техническая оптимизация сайта
Техническая оптимизация сайта – это один из наиболее основных шагов в комплексной оптимизации веб-ресурса, которые отвечают за быструю загрузку, настройку индексирования и корректное отображение страниц на различных устройствах.
Основные факторы, по которым проводится техническая оптимизация сайта:
Robots.txt
Задать определенные характеристики сканирования веб-ресурса можно как для каждого поисковика по отдельности, так и для всех роботов сразу. Чтобы это сделать, необходимо в файле robots. txt, расположенного в корневой директории веб-ресурса, с помощью директив указать разделы или файлы, где нет необходимости посещать роботу (директива Disallow), либо те, которые нужно посетить (директива Allow).
В файле помимо данных директив можно указать:
- Crawl-delay: — задает роботу поисковых систем наименьший временной период (в секундах) между началом загрузки одной страницы и окончанием загрузки предыдущей.
- Sitemap: — указывает адрес, где размещена XML карта веб-ресурса.
- Clean-param: — указывает роботу на то, у URL адрес есть параметры, которые при индексации важно не учитывать, например UTM-метки.
Sitemap.xml
Карта сайта – дает информацию роботу поисковых систем на веб-ресурсе обо всех страницах. Необходимо указывать значимость каждой страницы – тег <priority>, частота обновления страницы — <changefreq> и дату последнего обновления – тег <lastmod>.
Создать sitemap.xml возможно различными способами:
- в некоторых CMS файл sitemap.xml может быть сгенерирован автоматически – наиболее оптимальный вариант;
- вручную, соблюдая синтаксис и добавляя все url сайта, однако, это весьма трудозатратный процесс и не подойдет для многих веб-ресурсов;
- с помощью специальных программ и онлайн сервисов – Netpeak Spider или ScreamingFrogSEOSpider.
SSL-шифрование
При внутренней оптимизации сайта протокол SSL является обязательным, потому что при помощи него можно реализовать между сервером и браузером пользователя безопасное соединение. Также, если имеется конфиденциальная информация на веб-ресурсе, то установка данного шифрования является обязательным этапом. Все данные шифруются благодаря наличию у SSL протокола цифровой подписи, поэтому перехватить данные или декодировать злоумышленники не смогут.
Проверить наличие протокола SSL у сайта можно, если посмотреть на строку браузера. Светящийся зеленый замочек и протокол HTTPS будет свидетельствовать о наличии SSL, в другом случае у протокола HTTP будет иметься надпись «Не защищено».
Важно! Инструкцию по установке SSL-сертификата необходимо запрашивать у хостера или компании, выпустившего его.
Страницы 404
Несуществующие страницы сайта (с ошибкой 404):
- удаленные и ранее существовавшие;
- страницы, в которых адрес записан с ошибкой.
Чтобы избежать попадания страниц в индекс поисковиков, сайт обязан несуществующие страницы правильно обрабатывать. Если такое произойдет, то это может негативно повлиять на ранжирование страниц и индексацию веб-ресурса, а также на поведение пользователей.
Страницу 404 ошибки рекомендовано оформить в стиле сайта и разместить на ней переходы на главную и ключевые страницы сайта.
Структура формирования URL
Важный пункт внутренней оптимизации – это настройка ЧПУ и структуры url.
ЧПУ – это человеко-понятные URL адреса, которые понимают как пользователи, так и поисковые системы. Для русскоязычных веб-ресурсов лучше использовать транслитерацию, но подойдут и английские переводы.
Необходимо соблюдать корректную вложенность страниц при построении url адресов – она должна отражать важность страницы и структуру сайта. Для поисковиков в ранжировании крупным весом обладают страницы с минимальным уровнем вложенности в url адресе.
Главную страницу поисковики Яндекс и Google считают страницей 1 уровня, после первого слеша – страницы второго уровня вложенности url адреса, а после второго слеша — третьего уровня и так далее.
Советы по настройке адресов страниц:
- не стоит делать адрес весьма длинным;
- в url страницы необходимо добавить 1-3 ключевых слова, по которым продвигается страница;
- все url должны быть уникальными;
- необходимо соблюдать иерархию в построении адреса;
- структура адреса должна соответствовать названию в меню.
Дубликаты страниц
Присутствие на сайте дубликатов страниц отрицательно влияет на ранжирование веб-ресурса. Если в индексе поисковой системы имеется копия страницы – она может при выборе релевантной страницы создавать трудности поисковику.
Найти такие страницы можно с помощью панелей GoogleWebmaster и Яндекс.Вебмастер.
Дублирование мета-тегов и заголовков
Кроме дублей страниц одной из популярных проблем является дублирование мета-тегов и заголовков. Данная проблема часто встречается на новых сайтах без оптимизации или появляться при автоматическом заполнении, например, у товаров интернет-магазина. Найти дублирование можно при помощи программ аудита. Чтобы их устранить, необходимо в шаблон заполнения включить дополнительные параметры по уникализации страницы – цвет, размер, номер, артикул.
Битые ссылки и 301 редирект
Если при внутренней оптимизации сайта возникла потребность поменять url-адрес страницы, то нужно настроить со старого url-адреса переадресацию на новый с ответом сервера 301 Moved Permanently. Поисковая система в данном случае проиндексирует новый адрес страницы и в выдаче заменит страницу на новую.
Редирект необходимо настроить в случае:
- переноса веб-ресурса на другую CMS;
- смены домена;
- устранения дублей на сайте;
- изменения адреса страницы;
- потребность настройки ЧПУ.
В первом и втором вариантах при возможности нужно сохранить url такими, какие они были на старом домене. Данный способ дает возможность при «переезде» сократить потери трафика.
Редирект 301 обязан иметь только одно перенаправление в целях снижения потери в ходе передачи на новую страницу исходного веса и накопленных метрик.
Также могут возникать битые ссылки на странице при удалении файла, страницы, либо изображения. Их наличие на веб-ресурсе может отрицательно восприниматься поисковыми системами при ранжировании, а также самими пользователями. Чтобы это не происходило, необходимо устранять битые ссылки в рамках оптимизации веб-ресурса.
Внутренняя перелинковка
При помощи внутренних ссылок связываются между собой отдельные страницы веб-ресурса.
Внутренняя перелинковка «в глазах» поисковых систем важна для повышения релевантности страниц, распределения ссылочного веса, а также, для удобства посетителей.
Внутренняя перелинковка существует в нескольких видах:
- Полезные ссылки – размещены в конце главного контента страницы. Этот блок похожих или рекомендуемых товаров для интернет-магазина, а для информационных веб-ресурсов – это ссылки на похожие статьи.
- Сквозные – ссылки на основные страницы, размещенные в шапке сайта и футере.
- Навигационные – это ссылки, расположенные в содержании страницы для быстрого перехода к нужному разделу страницы.
- Контекстные – это ссылки в тексте.
Размещать внутренние ссылки можно автоматически, либо вручную. Это один из базовых принципов внутренней оптимизации сайта.
Адаптивная версия сайта
Адаптивный дизайн дает возможность оптимизировать отображение сайта на разных устройствах, например, на планшетах и телефонах без создания на поддомене отдельной версии.
В ранжировании сайта одним из ключевых факторов в поисковиках является мобильная версия веб-ресурса, так как Яндекс и Google ставят ее в приоритет, оценивая ее наличие, как удобство для посетителя в эксплуатировании сайта на различных устройствах.
Для мобильных устройств проверить оптимизацию сайта можно с помощью сервиса Lighthouse от Google.
Скорость загрузки страниц
Скорость загрузки ресурса является еще одним важным составляющим внутренней оптимизации сайта. Она зависит от многих факторов, например: правильная настройка сервера, корректная оптимизация CMS и кода сайта, близость дата-центров хостинга к местоположению главной аудитории и прочего.
Быстрая загрузка веб-ресурса дает возможность поисковикам лучше его индексировать и создает положительный опыт взаимодействия с посетителями, что действует на ранжирование в выдаче. Осуществить проверку скорость загрузки можно с помощью сервиса Lighthouse Page Speed.
Регистрация сайта в панелях вебмастеров
Для анализа и мониторинга веб-ресурса необходимо добавить его в панели для вебмастеров Google Search Console и Яндекс-Вебмастер.
Укажут на ошибки и санкции панели вебмастеров на веб-ресурсе, покажут страницы в индексе, по улучшению индексации покажут рекомендации, а также обладают широким набором инструментов.
Для детального исследования эффективности трафика с разных источников, а также для изучения поведенческих факторов, нужно установить счетчики Яндекс Метрика и Google Analytics на сайте.
Оптимизация веб-ресурса для продвижения
После проведения анализа внутренней оптимизации сайта и устранения с технической точки зрения ошибок можно приступать к оптимизации страниц под поисковые системы.
Необходимо для начала составить семантическое ядро из ключевых запросов, которые разбиваются на высокочастотные (ВЧ), среднечастотные (СЧ), низкочастотные (НЧ). Для различных тематик значения частотности ключевиков могут быть разного рода – для одних веб-ресурсов ВЧ будут начинаться с 1000 запросов за месяц, для других – со 100.
В таком случае используется сервис Яндекса по подбору слов Wordstat для определения частотности запросов.
Семантическое ядро после сбора ключевых запросов кластеризуется на релевантные страницы сайта, где после этого составляется оптимизационный текст.
Чек-лист при внутренней оптимизации сайта для текстов:
- Текст должен быть уникальным.
- Количество вхождений ключевых запросов нужно подбирать, анализируя конкурентов. Важно избегать переспам.
- Текст должен быть понятным и полезным, где пользователь сможет найти ответ за короткое время.
- Текст должен быть структурирован и разбит на абзацы, содержать нумерованные и маркированные списки.
Важно! При внутренней оптимизации сайта необходимо всего заполнять мета-теги (title, description, keywords) и добавлять заголовки уровня h1-h6.
Заголовок h1 используется исключительно один раз, h2 не менее двух раз и так далее.
Коммерческие факторы
Коммерческие факторы предусматриваются поисковиками при ранжировании и воздействуют на конверсию посетителей веб-ресурса. Это те элементы сайта, которые демонстрируют пользователю и поисковой системе, что сайт что-то продает и что на нем размещены все важные данные для совершения покупки.
Для продвижения веб-ресурса в коммерческой тематике при проведении внутренней оптимизации сайта важно учитывать следующие коммерческие факторы:
- Присутствие нескольких телефонов, номер 8-800, телефонов сотрудников с разными профилями и их фото.
- Присутствие различных видов связи – телефоны, мессенджеры, электронная почта.
- Присутствие адреса и времени работы.
- Присутствие форм обратной связи, социальных сетей, форм обратного звонка и онлайн консультанта.
- Необходимо указать карту проезда или схему, реквизиты компании, фото помещений на странице контактов помимо номеров телефонов и адреса.
- Присутствие рейтинга и отзывов о товарах.
- Присутствие раздела «О компании», где важно предоставить информацию о компании, историю, вакансии, сертификаты, дипломы, свидетельства, которые подтверждают деятельность компании.
- Наличие в каталогах товаров специальных и акционных предложений, фильтров и сортировок.
Результаты грамотной внутренней оптимизации сайта всегда положительно скажутся на ранжировании веб-ресурса и позициях. Если у Вас возникли определенные сложности при технической оптимизации сайта, то Вы всегда можете обратиться за помощью к нашим специалистам.